Хроника: день рождения Соитиро Хонда
105 лет назад, 17 ноября 1906 года, родился выдающийся механик и предприниматель Соитиро Хонда – основатель Honda Motor Company.
Отец Соитиро чинил велосипеды в Хамамацу (префектура Шизуока), но собственного велосипеда не имел. Впрочем, он был настолько же беден, насколько и умен. Однажды юный Соитиро без спросу взял чей-то велик покататься. Отец намеревался было выпороть ослушника, но, когда узнал, что сын видел аэроплан, сменил гнев на милость и попросил поподробнее описать увиденное. Соитиро специально мотался за 20 км от дома на аэродром, чтобы увидеть полеты известного американского воздушного акробата Арта Смита, выступавшего с гастролями в Японии.
Тому, что о Соитиро Хонде ходит немало забавных историй, мы обязаны самому Хонда-сан, оставившему воспоминания. Крайне редко японцы, в особенности крупные руководители, раскрывают детали собственной жизни. Хонда же любил рассказывать о своем детстве. О том, что из восьми детей в их семье выжило только четверо. О том, как подделал семейную печать-иероглиф, которой родители делали оттиск в его школьном дневнике после проверки. Более того, Хонда, с ранних лет крутившийся возле механизмов и инструментов – в школе все дразнили его за вечно испачканный в машинном масле нос – быстро освоил бизнес и начал изготавливать такие же печати одноклассникам. Попался он на том, что не учел, что оттиск должен быть зеркальным – его-то, Хонды, фамилия пишется симметричными иероглифами!
В 1922 году Хонда нанялся подмастерьем в токийский дилерский центр Art Shokai. Первого сентября 1923 года район Токио потрясло сильнейшее землетрясение. Толчки начались в обеденный перерыв, когда все готовили себе еду на печах. И вслед за ударом стихии деревянный Токио охватил пожар. Свыше 70 тысяч человек тогда погибли. После первых толчков простодушный Хонда бросился спасать… телефонный аппарат, поскольку ему всегда говорили, что это очень ценная вещь. Но тут кто-то закричал: «Выкатывайте автомобили!» Так Хонда впервые в жизни сел за руль.
В 1937 году Хонда открывает небольшой заводик по выпуску поршневых колец. Подписан контракт с Toyota. Но заказчик забраковал партию товара. Тогда, как вспоминал Хонда, он понял важность исследовательской работы: профессор Ташира из местного Технологического института провел анализ и установил, что в металле колец не хватает кремния.
В годы войны Хонда становится одним из лучших поставщиков армии. После войны спекулирует медицинским спиртом. Затем ему подворачивается партия 50-кубовых американских моторчиков – и он прилаживает их к велосипедам. В марте 1947 года Хонда уже выпускает подобные двигатели самостоятельно. Его компания называется ни много ни мало «Технический исследовательский институт Хонды».
В сентябре 1948 года «институт» преобразован в Honda Motor Company с капиталом в миллион иен (3300 долларов).
Предприимчивостью Хонда мог помериться разве что с Такео Фудзисавой, пришедшим год спустя к Хонде на должность директора по маркетингу. Фудзисава раздобыл где-то список всех велосипедных мастерских Японии – без малого 18 тысяч, и всем разослал письма с предложением о сотрудничестве. Так у Хонда появилась первая сбытовая сеть. Стиль, в котором Хонда вел дела, перекликался с его манерой одеваться. Хонда запомнился всем человеком в бейсболке и спортивной куртке – это настолько не вязалось с традиционной униформой японских служащих! А Хонда мог, ничуть не смущаясь, заявиться в таком виде в банк за кредитом. Впрочем, это он сам так рассказывал.
Здесь вы можете познакомиться с полным архивом журнала «За рулем».